На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

FTimes

150 подписчиков

Свежие комментарии

  • Игорь Овчаренко
    Чистый четверг -это очищение от ГРЕХОВ ,а не купание в ванне.Сильная молитва в...
  • Сергей Захаров
    Здорово власть самажэ развела этот борщевик а теперь на этом хочет бизнес получитьВласти могут выст...
  • Ингерман Ланская
    потому что должон был мужик идтить на демонстрацию , нести фанерку на палке с рожей очередного фюрера...Почему на Кузьму ...

Шесть мифов о советском образовании: реальность за декорациями ностальгии

Шесть мифов о советском образовании: реальность за декорациями ностальгии Елена Галицкая

Любой разговор о советском образовании рано или поздно доходит до точки невозврата со слабыми аргументами, но ужасающей волной ностальгических чувств. Вроде: а вот в наше время учителя являлись нобелевскими лауреатами, а коридоры школы были настолько чистыми, что ослепили нам глаза и мы больше не можем смотреть на мир объективно. Обычно рассказ на этом не обрывается, а обрастает подробностями: преподаватели были строже и умнее, оценка знаний — точнее, каша в столовой — гуще, а выпускник советской школы был на голову смышлёнее сегодняшнего. Журналисты информационного портала ftimes.ru. узнали, какие ещё мифы о «лучшем образовании в СССР» мы знаем.

Миф первый: школа СССР была лучшей в мире

Шесть мифов о советском образовании: реальность за декорациями ностальгии Елена Галицкая

Говорят, якобы советская школьная программа была заимствована в Российской империи, в её лучших учебных заведениях. Например, в Царскосельском лицее. В этом утверждении есть доля правды. В большинстве случаев после революции преподавать продолжали учителя, получившие образование в царской России. Сохранились подходы и методики, по которым велось обучение. Конечно, где-то до середины 1920-х годов, может, так и было, ведь страна всё ещё жила отголосками Октябрьского переворота и Гражданской войны. Но с 1930-х годов система образования была преобразована: например, из школ и вузов полностью убрали те предметы, которые хоть как-то стимулировали учеников мыслить самостоятельно: античная философия, настоящая всемирная история, логика, политические и юридические науки. Так что сказки о лучшем образовании должны быть забыты.

Миф второй: зарплата у советских учителей была хорошей

Шесть мифов о советском образовании: реальность за декорациями ностальгии Елена Галицкая

Как правило, споры о размере и адекватности заработной платы выявляют наиболее яркие противоречия. Существует несколько способов оценить, насколько справедливо оплачивался труд учителей. Например, сравнение зарплаты преподавателей со средним уровнем доходов в стране показывает, что на протяжении большей части советского периода она была в среднем на 15% ниже. Если же сравнить доходы школьных учителей и доцентов вузов, то результаты оказываются просто неприличными. Первые ценились ниже примерно в девять раз. Труднее всего приходилось преподавателям, работающим в сельских школах. Долгое время они вообще не получали государственные выплаты. Их зарплата полностью зависела от доходов колхозов и совхозов. Так что это тоже легенда.

Миф третий: образование в СССР было бесплатным

Шесть мифов о советском образовании: реальность за декорациями ностальгии Елена Галицкая

Этот миф имеет ровно те же корни, что и россказни о «бесплатных» советских квартирах. В стране не было ровным счётом ничего бесплатного. Во-первых, у государства не имелось собственных денег, были только средства граждан, которые те заработали для этой страны, — они принесли их в бюджет в виде налогов. А во-вторых, почему-то многие забыли период с 1940 по 1956 год, когда учёба в старших классах стоила 200 рублей в год. Не поэтому ли в те времена так мало было выпускников-десятиклассников? Не любят вспоминать и сборы денег на нужды школы, которые были популярны в 80-х годах.

Миф четвертый: советская школа была добрее

Шесть мифов о советском образовании: реальность за декорациями ностальгии Елена Галицкая

История подкидывает нам памятные моменты, которые мы часто склонны исказить из-за ностальгии. Возможно, родители и бабушки действительно подверглись этому влиянию, забыв о жестокостях, которые также имели место быть в советской школе. Дети могли задерживаться после уроков на часы, лишены возможности связаться с родителями, а иногда даже становились жертвами физического насилия. Советские учителя могли оскорблять подопечных, а дети росли в убеждении, что взрослые всегда правы. В отличие от современности, где дети могут защищать свои границы, советская школа не всегда обеспечивала им это право.

Миф пятый: советские учителя были заинтересованы в успеваемости учеников

Шесть мифов о советском образовании: реальность за декорациями ностальгии Елена Галицкая

Понятие равнодушия к успеваемости советских учителей — это недостоверное представление. В то время учителя действительно оказывали давление на учеников в целях повышения успеваемости. Вводились соревнования, оценки завышались, но это не всегда соответствовало качеству получаемых знаний. Это был скорее результат влияния идеологических аспектов, а не подлинной заботы об успеваемости учеников.

Миф шестой: выпускники советских школ были умнее

Шесть мифов о советском образовании: реальность за декорациями ностальгии Елена Галицкая

Идея о том, что выпускники советских школ были умнее современных ребят, не подкреплена доказательствами. Система образования тех времен ориентировалась на формирование «хороших работников заводов», а не на всестороннее развитие личности. Программа была унифицированной, не учитывая индивидуальных способностей и интересов детей. Далеко не все известные учёные и личности прошли через советскую систему образования. Например, Курчатов и Королёв учились ещё в дореволюционное время.

Итак, ностальгия за советской школой может быть обусловлена искажением фактов и недостаточным пониманием реальности. Однако важно помнить, что и современная школа также имеет свои сложности и преимущества, поэтому критически подходить к обеим сторонам — это ключ к объективному пониманию.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх