В СССР много чего не было: колбасы, модных джинсов, японских мотоциклов. Зато в СССР была музыка и настоящие ценители воспроизводящей аппаратуры. Хороший звук уже тогда ценился. Кто бы мог подумать, что ламповые усилители и «легендарный звук 300-х триодов» снова будут в моде.
Всё это стоит теперь бешеных денег. Но для настоящих ценителей винтаж — это не про деньги, это про философию и бесконечный поиск совершенства. О самых крутых аудиосистемах рассказывают журналисты ftimes.ru.От «Романтики» до «Корвета»
Собственно, и в советские годы увлечение аудиоаппаратурой было делом дорогим. Качественная аппаратура (а к винтажу коллекционеры относят только качественные вещи) в магазинах стоила тысячи рублей. Если вещь покупали по блату, то цена могла взлететь вдвое-втрое.
С 1970-х годов в СССР вошли в моду музыкальные системы. Тогда их называли комбайнами. Такие «комбайны» включали в себя проигрыватели виниловых пластинок, кассетные или катушечные магнитофоны, приёмники, усилители и колонки. Если учесть советский дизайн и оформление, выглядело всё это очень солидно. Об уровне аппаратуры говорили цифры в модели: чем больше нулей — тем выше класс. Например, 001 — высший класс, High End, как сказали бы сейчас. А если модель начиналась с 1, то это аппарат первого класса, что тоже было хорошо.
В 1972 году промышленность СССР стала выпускать радиокомбайн «Виктория-001-стерео», который стоил 590 рублей. Спустя шесть лет в стране появился музыкальный центр «Романтика-001-стерео» — за него нужно было отдать 3 500 рублей. Самый дорогой кассетник выпускался в Киеве — это был «Маяк-010-стерео», он стоил 1 900 рубликов.
Популярностью пользовался катушечный магнитофон «Маяк-001-стерео» за 980 рублей. В 1980 году граждане СССР могли порадовать себя покупкой центра «Такт-001-стерео» — тогда он стоил 1 980 рублей. А за «комбайн» «Феникс-005-стерео» следовало отдать 3 400 рублей. Сейчас цена «Феникса» начинается от 200 тысяч рублей. 1 200 рублей стоил музыкальный центр «Электроника T1-003-стерео».
Однако большая часть этих дорогих вещей предназначалась для обывателей. Настоящие ценители звука гонялись за другой аппаратурой. Впрочем, почему гонялись? И сейчас гоняются. До сих пор в цене «космический» проигрыватель виниловых пластинок «Корвет ЭП-003», созданный в 1978 году в НИИ «Морфизприбор» под руководством уникального радиоэлектронщика Анатолия Лихницкого.
От других проигрывателей «Корвет» отличался конструкцией тонарма — держателя для фонокартриджа. Титановый шар, наполненный густой жидкостью и подвешенный во внешней сфере, любители звука называли «яйцом Лихницкого». В креплении тонарма применялись магнитные опоры и призмы. Всё это должно было нивелировать искажения звука, возникавшие из-за волнистости пластинок, почти невидимой невооружённым глазом. По сути, это был прорыв мирового уровня. Стоил проигрыватель тогда недёшево — 680 рублей. Сейчас довольно поюзанный проигрыватель можно найти по цене 60–70 тысяч рублей.
Самые знаменитые акустические системы и усилители СССР
Одними из наиболее знаменитых акустических систем того времени были «75АС-001», разработанные в 1986 году инженерами ВНИИРПА имени Попова. Эти колонки, выпускавшиеся под марками «Корвет» и «Кливер», завоевали признание благодаря компьютерному моделированию и широкому диапазону динамиков от 25 Гц до 25 кГц. Их качество и использование современных материалов сравнивали с иностранными аналогами.
Другой известной советской аудиоаппаратурой стали «Электроника 100АС-060», производимые НПО «Торий». Они представляли собой усовершенствованные копии японских аналогов, с металлизированными диафрагмами, что считалось уникальным решением.
Но не только акустические системы ценились в СССР. В 1976 году появился усилитель «Бриг-001», ценившийся за своё мягкое «ламповое» звучание и низкий коэффициент искажения звука. Сейчас его цена может достигать 50 тысяч рублей. Также востребованным был усилитель «Одиссей-У-010» в 1980-х годах.
Для некоторых коллекционеров важно не только качество, но и статус раритета. Импортная аудиоаппаратура того времени была недосягаема для большинства граждан, продавалась только за валюту в специальных магазинах, что делало её ещё более привлекательной.
Среди значимых марок производителей аудиотехники того времени можно отметить JVC, Pioneer, Yamaha, Akai, Sharp, Panasonik, Sanyo, Sony, Toshiba. Цены на аппаратуру впечатляли: проигрыватель Pioneer PL-320 стоил 470 рублей, а усилители этой фирмы – 1200-1500 рублей. Музыкальный центр Sanyo — более 1 700 рублей, и это была цена, сравнимая с дорогими советскими образцами. Однако большинство граждан могло только мечтать о такой технике, ведь она оставалась для них недосягаемой.
Состоятельные коллекционеры и аудиофилы ищут не только качество звука, но и редкие аудиоустройства, которые со временем становятся дороже. Одной из таких жемчужин аудиотехники является раритетный проигрыватель лазерных дисков Pioneer HLD-X0, цена на который начинается от полумиллиона рублей на аукционах.
Фетишом для коллекционеров стали проигрыватели винила, такие как Michell Transcriptor Hydraulic Reference и Neumann PA2. Они стали настолько редкими, что их почти невозможно достать.
Серия проигрывателей Σ5000 от фирмы Seiko-Epson и усилитель Marantz Project T1 также считаются драгоценными аудиоустройствами, доступными только для самых страстных коллекционеров.
Всё это свидетельствует о том, что в мире аудиоаппаратуры сохраняется интерес к прошлым временам и редким экземплярам, даже если их стоимость может оказаться невероятно высокой. Для коллекционеров это не только увлечение, но и способ сохранить историю аудиотехники.
Свежие комментарии