В последние недели среди православных верующих разгорелась бурная дискуссия: можно ли есть «дубайский» кулич? Этот вопрос стал темой споров в Сети и обсуждений среди священников. В центре внимания оказался новый продукт, созданный московским кондитером Екатериной Абрамовой — кулич, который сочетает традиционный пасхальный символ с модными ингредиентами и необычным названием.
История «дубайского» кулича
Идея создания «дубайского» кулича пришла Екатерине Абрамовой в январе 2025 года, когда она готовила новый курс по выпечке пасхальной продукции. Сначала мысль была простая: добавить к привычному рецепту кулича какие-то интересные начинки, которые понравятся современным покупателям. Ингредиентом, который пришел на ум, стал дубайский шоколад, успешно завоевавший популярность в России.
Вскоре идея оформилась в новый продукт — «дубайский кулич», который включает в себя не только уникальный шоколад, но и другие необычные добавки. Начинка из дубайской пасты, фисташковая паста и тесто катаифи придают куличу современный вкус. Этот экспериментальный подход к традиционному рецепту оказался очень удачным: кондитер вскоре получила массу запросов, а СМИ начали активно освещать её работу.
Однако вместе с ростом популярности нового продукта возникли вопросы о том, насколько такой кулич подходит для православного стола. Ведь традиционные обычаи требуют строго следовать канонам, и любое отклонение от нормы вызывает споры.
Споры и поддержка священников
Мнения о «дубайском» куличе среди православных верующих разделились. В Сети появились множественные комментарии, и не все из них были положительными. Один из подписчиков даже написал Екатерине Абрамовой: «Побойтесь Бога!» Другие пользователи осуждали выбор названия и ингредиентов. Но были и те, кто поддержал идею, утверждая, что добавление современных элементов в традиционный кулич не нарушает духовного смысла праздника.
Среди поддержавших новую интерпретацию пасхального блюда оказался православный священник из Санкт-Петербурга Давид Бобров. Он выступил в защиту «дубайского» кулича, отметив, что традиции должны развиваться, и добавление новых вкусовых ноток — это способ выразить радость Воскресения Христова «современным языком». По словам батюшки, даже если кулич будет называться «дубайским», он останется частью православного праздника, так как сам символ Пасхи, как символ воскресения, остается неизменным.
Отец Давид также поделился шуткой о том, что в следующем году, возможно, в храмах появятся арабские шейхи, желающие попробовать «дубайские» куличи. Однако даже такая шутка вызвала негативные отклики среди традиционалистов, которые восприняли её как неуместную.
Дубайский кулич в тренде
Вопреки разногласиям, интерес к «дубайскому» куличу продолжает расти. Конкретно Екатерина Абрамова уже не успевает обрабатывать заказы. Пасха 2025 года близится, и всё больше людей хотят купить именно её пасхальную продукцию, будь то «дубайский» кулич или другие изделия, такие как «дубайская пасха». В Интернете также появляются рецепты, но, как отмечает сама кондитер, детали приготовления остаются её профессиональной тайной.
Однако идея печь куличи с начинками не нова на российском рынке. Уже сейчас можно найти разнообразные пасхальные изделия с карамелью, ганашем, кремом или шоколадом. В «дубайском» куличе, помимо шоколада, используется фисташковая паста и тесто катаифи, что придает ему необычный вкус. Украшения также необычны: сахарная глазурь, глазурь с фисташковой пастой, лепестки фисташек и шоколадная крошка. Это изделие привлекает не только любителей сладкого, но и тех, кто ищет что-то новое и уникальное.
Каноничность кулича: взгляд на историю
Для тех, кто считает, что куличи должны оставаться исключительно «каноничными», стоит обратиться к истории этого пасхального блюда. Ведь тот кулич, который мы сегодня считаем традиционным, появился не так уж давно — в XVIII веке. До этого на Руси пекли праздничный хлеб с добавлением закваски, сливочного масла и яиц. Форма куличей могла быть самой разной: от каравая до плетёнки.
Само понятие «канонического кулича» возникло позже, когда в Россию из Польши был завезён рецепт ромовой бабы, а с ним и элементы барской кухни. В процессе адаптации появились изюм, цукаты и ваниль, а затем и украшения сверху. Современная форма кулича, как мы её знаем, была сформирована только в советский период, когда кулинары заимствовали её у ромовой бабы.
Не стоит забывать, что в православной традиции существует заповедь святого Серафима Саровского: «Людей не ешьте!» Это напоминает нам о том, что в вопросах веры каждый должен следовать своему пути, и никто не может судить о чужих предпочтениях в духовных вопросах.
Тренд на «дубайский» кулич является интересным примером того, как современные кулинарные практики могут переплетаться с духовной традицией. Споры о том, подходит ли такой кулич для православной Пасхи, вероятно, будут продолжаться, но важно помнить, что Пасха — это, прежде всего, радость Воскресения Христова, а не форма теста или начинка в куличе. И как отметил священник Давид Бобров, даже если кулич называется «дубайским», смысл праздника остаётся неизменным: «рай — православный».
Свежие комментарии