25 апреля в медиапространстве вспыхнула новая волна обсуждений вокруг скандального, но всё же крайне популярного исполнителя Моргенштерна* (внесённого в реестр иностранных агентов Минюстом РФ). Поводом стала неожиданная инициатива движения «Зов народа», члены которого обратились к председателю Следственного комитета Александру Бастрыкину с просьбой пересмотреть статус артиста.
Повод, казалось бы, нетривиальный: рэпер начал новый этап жизни, отказался от вызывающего имиджа, лёг в реабилитационную клинику и, по мнению общественников, подаёт уверенные признаки морального и духовного преображения.«Дьявольские» символы — в прошлое
Символично, что одним из первых шагов к «очищению» стал отказ от узнаваемых татуировок на лице, в том числе печально известной «дьявольской» символики. Процедура удаления прошла в стенах реабилитационного центра, где Моргенштерн* проходит курс восстановления от алкогольной и наркотической зависимости. Музыкант сам признался: пребывает в клинике уже 200 дней без употребления марихуаны и 60 — без алкоголя. Более того, в одной из публикаций он поделился своим искушением «сбежать» из рехаба, но остался — что, по мнению многих, говорит о серьёзности его намерений.
«Быть честным — это делать правильные вещи даже тогда, когда никто не видит», —
цитируют общественники слова артиста, опубликованные им в социальных сетях. Подобные размышления о вере, судьбе и личной ответственности стали появляться в его профилях всё чаще, а резкий тон, столь характерный для прежнего Моргенштерна*, будто бы сменился на исповедальный.
От бунтаря до благотворителя
Приверженцы инициативы «Зова народа» подчеркивают, что перемены затронули не только имидж и риторику артиста, но и реальные действия. Моргенштерн* систематически перечисляет значительные суммы на лечение тяжёлобольных детей в России. Отмечается, что случаи благотворительности, ранее редко афишировавшиеся, теперь стали постоянной практикой, а не разовой акцией для пиара.
Жители родной для исполнителя Уфы уже выступили с инициативой — позволить ему вернуться на родину. После отъезда из России в 2021 году и последующего включения в список иноагентов, Моргенштерн* живёт за границей, ведя творческую и медиадеятельность преимущественно онлайн.
Возможен ли выход из списка иноагентов?
С юридической точки зрения, статус иноагента может быть пересмотрен при условии, что лицо перестало получать иностранное финансирование и прекратило деятельность, соответствующую признакам, установленным законом. Однако в России подобные случаи происходят крайне редко, и прецедентов снятия статуса с медиаперсоны такого уровня пока нет.
Тем не менее, прецедент с Моргенштерном* может стать интересным сигналом для государства и общества: если человек действительно совершает моральный и социальный поворот, может ли система дать ему шанс?
Разделённое общество
Как водится, общественное мнение расколото. Один из пользователей платформы LIFE, Михаил Кочурин, высказал позицию, которая отражает недоверие части россиян:
«СВО закончится, и все они вылечатся и их простят. Если это произойдёт, лично я буду считать себя преданным властью и обществом».
Скепсис подобного рода объясним: слишком уж ярким и вызывающим был образ Моргенштерна* в прошлом. Многие до сих пор воспринимают его как символ бунта против традиционных ценностей.
Однако сама возможность диалога о «втором шансе» для человека, пусть и скандально известного, уже многое говорит об изменениях в общественной повестке. Вопрос теперь в том, готова ли власть отреагировать не карательно, а с пониманием — увидев в бывшем иноагенте не угрозу, а шанс для демонстрации принципов правосудия и гуманизма.
* Моргенштерн включён Минюстом РФ в реестр иностранных агентов.
* Социальные сети Instagram и Meta признаны экстремистскими организациями и запрещены на территории РФ.
Свежие комментарии